You will not be able to view this website in all its glory until you upgrade your browser to one that supports web standards.

PDF Печать E-mail

Ленин, Шаляпин, «Лукойл»

Первый председатель Правления Межрегиональной Общественной Организации по возрождению культуры и быта усадеб "Русский простор" (1997-1998 г.).

Фельдмаршальский поселок, возникший в непосредственной близости от усадьбы Суханово и названный в честь одного из первых её владельцев - фельдмаршала П.М. Волконского, стал родным домом, местом вдохновения и творчества для Олега Антоновича.

 

Кто из нас не видал кораблика, напечатанного на тысячерублевой купюре? Венчая медную колонну, он встречает въезжающих во Владивосток со стороны материка вот уже много лет. Рядом с колонной, ставшей символом города, стоит трехметровый бронзовый моряк. Автор этого памятника - скульптор Олег Иконников. В центре города на берегу океанской бухты им поставлен монумент морякам торгового флота, погибшим во Второй мировой войне. Этот памятник встречает тех, кто приплыл во Владивосток на корабле.

 

Многим поколениям ребят на всю жизнь запомнилась другая работа Иконникова-памятник Зое Космодемьянской в поселке Петрищево, возле которого их когда-то приняли в пионеры. По поручению Министерства культуры, решившего увековечить память героини накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, эта работа была закончена Олегом всего за шесть месяцев.

Его учителем был Александр Дейнека. На всю свою жизнь Олег запомнил его слова: "В изобразительном искусстве революция 1905 года мне представляется войной на плоскости". Когда спустя много лет Иконникову вместе с Федоровым предложили создать скульптурную композицию в память событий 1905 года около станции московского метро, скульпторы решили сделать ее плоской. Плоскость символизировала для них баррикады.

Работы его неизменно удивляли своей неординарностью, неординарной оказалась и их судьба. Она пощадила два памятника Ленину, сделанных Иконниковым в Яропольце и в деревушке под Волоколамском, на том месте, где в 1922 году была построена первая в России ГЭС. Ленин приезжал сюда на открытие вместе с Крупской. В 300 метрах от этого памятника художник поставил еще одну работу; Девушка, почти еще девочка, угловатый подросток, грустно стоит со стеблем розы в руках у могилы, где похоронены 350 погибших в гражданскую войну кремлевских солдат. С приходом рыночных преобразований местные перестройщики отрезали бронзовую фигуру от постамента и продали на металлолом.

В начале 80-х Иконников сделал для лермонтовского парка в Буденновске статую Демона, Мцыри с барсом и памятник самому поэту. Выполнить аналогичную работу для Херсона - парк Гоголя -ему уже не удалось. После распада Союза независимая Украина уже не считала писателя выразителем своей национальной культуры. Как память, остались в мастерской художника макеты 3-метрового гранитного памятника Гоголю и скульптуры Вий. Вместе с ними пылятся на стеллажах портретные бюсты смоленских партизан. Из 10 скульптур этой серии; только две были отлиты в бронзе и стали экспонатами музея на Поклонной горе.

Человек независимый и неуступчивый, на протяжении долгой жизни Олег нажил себе немало поклонников и немало врагов. Свидетельством тому стали подпиленные строительные леса, упав с которых скульптор изрядно покалечился. Сознание вернулось к нему только на одиннадцатый день. Первое, что он тогда вспомнил, были стихи Блока, в которых поэт прощался с не понявшим его человечеством. Этот памятник постигла еще худшая судьба, чем памятник Блоку работы Олега Комова. Его установили во внутреннем дворе режимного московского завода.

Новое время, заставившее скульпторов позабыть о бронзе, сделало Иконникова керамистом. В совершенстве овладев техникой майолики, в прошлом году скульптор получил премию Московской мэрии и международную Брюссельскую премию за реконструкцию здания компании "ЛУКойл". Безликий доходный дом, построенный в конце прошлого века, получив хороший ремонт, новую мансарду, фронтон и художественно отделанный фасад, превратился в подлинное произведение искусства. Керамические медальоны с черными лебедями (тема эта настолько рискованная, что не всякий мастер за нее возьмется, чтобы ненароком не скатиться на лубок) дополняют ромбовидные медальоны с орнаментом из вьющихся стеблей болотных лилий, которые поднимаются вверх по фасаду кирпичной стены.

В этом году Иконников предложил родному городу сразу две работы - макеты памятников Степану Разину и Федору Шаляпину. Памятник Разину предполагается установить на месте, где четвертовали легендарного атамана, на Болотной площади. Согнувшись кольцом, как вытащенная из воды рыба, Разин бьется на плахе. Казнь уже началась, вместо левой руки из тела Степана торчит топор. Всклокоченный, кудлатый, чудовищно жестокий, в интерпретации скульптора Разин похож скорее на песенного героя, чем на разбойника-душегуба. В лице у него проглядывает что-то возвышенное.

- Нищие в электричках постоянно поют про Степана, - поясняет свою концепцию Олег. - Это - народный герой. Больше трехсот лет прошло со дня его казни, а люди помнят о нем. Для россиян он стал воплощением воли.

Видимо, этот же мотив стал для скульптора определяющим и в осмыслении личности Федора Шаляпина. Как полагает Олег, новый историческо-архитектурно-музыкальный модуль (именно так величает он свое творение) должен стоять в сквере у "высотки" на Кудринской площади.

Бронзовая голова певца закреплена на верху косо срезанной пятиметровой цилиндрической колонны из светлого гранита. Внизу - трехметровые фигуры Шаляпина в роли Ивана Грозного, Бориса Годунова, Мельника и Мефистофеля. Предполагается, что сделаны они будут из бронзы и украшены вставками из цветной эмали. Мефистофеля, например, автор хочет экипировать пурпурным плащом с темно-синей подкладкой. Впрочем, из какого материала будут сооружены детали памятника, пока еще не решено. С равной долей вероятности голова певца может быть выполнена в том же граните, что и сама колонна,, только на два тона светлее. Пока модели фигур выполнены из глазурованной керамики, а сама голова – из необожженной глины.

Скульптор сознательно пошел на композиционное решение, вызывающее фаллические ассоциации, считая, что любая фигура на этом месте будет "жанрить". Напротив, голова без торса будет работать на огромное пространство, не утомляя москвичей уже надоевшей им гигантоманией. Не нарушая существующий скверик, памятник идеально впишется в окружающую городскую среду и вместе с высотным зданием создаст единый комплекс. Как это будет   смотреться на фоне Садового кольца, Да еще оживленное звучанием могучего голоса Шаляпина! Ничего подобного в Москве пока еще нет!

Впрочем, и этот проект, подобно Вию, девочке с розой и бюстам смоленских партизан, может остаться лишь маленькой гипсовой отливкой на стеллаже в мастерской Иконникова. Из 10 миллиардов долларов (столько, по оценкам президента Гуманитарного отделения Международной академии информатизации Николая

Ткаченко, будет стоить памятник) на счету МАИ, взявшейся за его сооружение, пока нет ни копейки.

 

Андрей ВЕЙМАРН.

Фото Елены Павловой

 

Русская стихия

С известным скульптором беседует обозреватель "Завтра" Андрей ФЕФЕЛОВ

- Олег Антонович, вы автор знаменитого московского памятника, посвященного событиям 1905 года. Меня всегда поражала эта скульптурная композиция именно тем, что здесь явлено живое столкновение - изображен момент схватки. Это памятник даже не столько революционерам, сколько самой революции в ее национальном преломлении. И рабочие, и жандарм - все равноправные участники исторической драмы. Не случайно, что эта вещь мистическим образом накладывается уже на новейшую историю, стала напоминать о днях восстания 1993 года.
- Скульптурная группа, о которой вы сказали, включает три крупных сюжета, в одном из которых действительно присутствует жандарм на вздыбленном коне. Эта работа сделана мною в соавторстве с покойным моим другом, скульптором Владимиром Федоровым. Нам удалось распределить большие композиционные массы, сохранив живость лиц, которые воплощали реальные типы русских людей. Пластический образ памятников в целом строился по горизонтали, по сути дела, была создана улица. Так сказать, улица на улице. Сцена с жандармом родилась в последнюю очередь - это было своего рода открытие. Надо сказать, что революция 1905 года всегда меня интересовала. Еще дипломная моя работа была посвящена этой теме. За 1905 годом стоит народный архетип. Монументальная скульптура, наиболее государственный вид искусства, связан с официальным заказом. Но в этом памятнике воплотился мой искренний интерес к теме странной русской стихии.
- По всей видимости, в этом же ряду стоят работы: террорист Савинков, старец Распутин и Стенька Разин. Последний, как я вижу, изображен в минуту мучительнейшей казни...

- Разиным я бредил с первых курсов института. В Степане воплотились воля нашего народа, его мощь. В отличие от Пугачева, который был самозванцем, лже-Петром, Разин оставался самим собой до самой своей страшной, последней минуты. Как известно, его четвертовали, а обрубки его тела захоронили, как говорят, где-то на Воробьевых горах... Мой Разин - это проект памятника для Болотной площади Москвы - места, где проходила казнь. Кровавый гранитный постамент и вздернутый в пространстве Разин. Здесь попытка передать страшное напряжение - по торсу, по лику его.
- Олег Антонович, ваш художественный метод отсылает к монументальным панно Сикейроса, вам свойственно формоискательство. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю эпоху с точки зрения стиля?
- По сути, ни о каком стиле не может идти речи. То, что в монументальном искусстве доходит, так сказать, до потребителя, представляет собой в основном эклектику и безвкусицу. Причины такого положения весьма банальны. Группа лиц держит монополию в этой сфере. Во времена так называемого тоталитаризма в подобных вопросах демократии было гораздо больше. Когда президентом Академии художеств был Александр Михайлович Герасимов, казалось бы придворный живописец, людям, принимающим решения, хватало ответственности и такта для того, чтобы учитывать критические замечания в свой адрес. Академия умудрялась поощрять общие собрания художников, где собиралось иногда до трех тысяч участников. На съездах Союза художников решались общие вопросы, касающиеся искусства. Сейчас все развалено, а контроль над госзаказом осуществляют люди, имеющие смутные представления об эстетике. Нынешний президент Академии художеств - он кто: скульптор, живописец или бизнесмен?
Один московский деятель искусств не постеснялся публично сказать о Церетели, как о Микеланджело ХХ века. Но посмотрите на Манежную площадь, какая там чудовищная безвкусица. Свистопляска масштабов и эклектика во всем. Все пространство разносится вдребезги: фонтаны загнаны в подвал, утки больше лебедей. И эта пошлятина - рядом с Кремлем, рядом с гениальным Мининым и Пожарским Мартоса.
Когда я подошел к монументу на Поклонной, мне стало понятно, в чем дело. На пресловутой стелле с ангелочками читаю доску. Написан авторский коллектив. Фамилию Церетели я нашел, фамилию Лужкова тоже. То есть Лужков официально является соавтором памятника на Поклонной горе! Говорят, что в момент росписи Сикстинской капеллы неистовый Микеланджело швырнул башмаком в Римского папу, который своим появлением отвлек художника от работы. В случае же с Поклонной горой схема противоположная. Заказчик и исполнитель мило делятся друг с другом деньгами и славой. Этот эпизод характеризует отношение сегодняшней власти к искусству. Может быть, Лужков так пошутил. Но тогда получается, что мэр относится к проблеме творчества и индивидуальности как к чему-то несерьезному. Но на самом деле, искусство, монументальное в том числе, это напряженный труд, это целые школы, это судьбы: Если Лужков действительно соавтор, сумеет ли он профессионально ответить на формальные претензии к этому монументу, коих не счесть? Сомневаюсь.
Я в восторге от великолепных дорог и эстакад, которые строятся сейчас в Москве. Возможно, это заслуга Юрия Михайловича. Он человек бешеной энергии, яркий, живой, всем интересующийся - ради Бога! Футбол, цирковые выступления - пожалуйста... Но когда превратившийся в массовика-затейника мэр начинает так же играючи решать, по сути, деликатные, опасные, связанные с городской средой вопросы, возникает культурная катастрофа. Интересно, кто принимал, утверждал, с позволения сказать, "сооружение", поставленное у Никитских ворот к 200-летию Пушкина. Чьей волей, чьим вкусом принималось решение по установке этого странного монумента? Вдавленные под пресс сверхтяжелого купола, в плотном окружении мощных дорических колонн прозябают совершенно кукольные Пушкин и Натали. Можно, конечно, поглумиться, но общее впечатление удручает... Удручают полная бесконтрольность, самодурство, которое царит в такой важной в социальном отношении сфере, как монументальное искусство.
- Но помимо волюнтаризма чиновников, существует проблема самих художников. Не беря в расчет достоинства и недостатки отдельных авторов, можно говорить о некоторой общей тенденции. Мне кажется, что многие авторы пытаются сейчас убежать от решения каких-то новых художественных задач. По сути, налицо имитаторство, отказ от поиска новых ходов и новых тем, а это порождает эклектику. Неудачный, явно сползающий со стула Достоевский Рукавишникова-младшего - всего лишь постмодернистский отсыл к замечательной картине Перова. Многие, зарывшись в фантазии и воспоминания, испытывают явный страх перед грозной противоречивой действительностью, в том числе и социальной. Уход от жизни, на мой взгляд, неизбежно приводит к обмелению творчества.
- Эта реплика отсылает к доброй памяти выставкомов. Когда-то у Академии художеств и у Союза художников СССР были средства организовывать большие тематические выставки. Помимо официоза, на таких выставках появлялось очень много острых, талантливых, органичных произведений высокого плана, многие из которых заказывались и, соответственно, оплачивались выставкомами. Это и была реальная поддержка искусства. В этом и заключается то, что можно назвать культурной политикой государства. Сейчас, когда власть в России в какой-то степени освежается, горестно наблюдать, что в Министерстве культуры, по сути, ничего не меняется. Уверен, при всей скудности бюджета Минкульт располагает достаточными средствами для того, чтобы возобновить практику тематических выставок, хотя бы раз в год стимулируя таким образом отечественное изобразительное искусство. Темы могут быть какие угодно, не обязательно Октябрьская революция. Ведь творческий опыт, глубина мироощущения многих моих коллег огромны. Такой период пройден - страшный, интересный... Главное - чтобы в правительственных структурах повеял дух демократизма без кавычек. Когда втихую все делают, все делят среди "своих" - так не годится.
Что касается проблемы социальности в искусстве, то могу сказать: сама по себе социальность искусству не мешает. Когда классицист Давид написал "Смерть Марата", он решал проблемы искусства, но одновременно создал социальное и историческое свидетельство. А такая социально направленная вещь, как "Свобода на баррикадах" Делакруа,- содержит ярко выраженный эротический подтекст. В то же время творчество Гойя кто-то с некоторыми на то основаниями назовет гениальным бредом. Его картина "Сатурн, пожирающий своих детей" до сих пор остается для меня загадкой. Здесь социальная проблематика явлена в совершенно патологических, с точки зрения усредненного подхода, формах.
- Такова одна из последних работ Гелия Коржева - "Мутанты".
- Блестящая вещь. Коржев, который был всегда социально заряжен, остался верен себе, но его сверхоптическая живопись раскрылась в новом качестве. Коржев создал сильнейшую метафору страшной и подлой нынешней эпохи.
- Олег Антонович, мне кажется, что ваши произведения всегда содержат в себе элемент экспромта, так ли это? Интересно было бы знать, как вы работаете, в чем ваш метод?
- Если мой любимый график и покойный друг Борис Свешников бесконечно фонтанировал, беспрерывно исповедовался в творческом смысле, то я здесь более прагматичен и методичен. К этому обязывает сам вид творчества, которым я занимаюсь. С другой стороны, я имею сильнейшую тягу, страсть к тому, чем я занимаюсь. Чувствую азарт и на стадии замысла и на стадии воплощения.
- Многие наши современники в событиях последнего десятилетия видят признак краха всей русской истории. Каковы ваши внутренние ощущения, что будет дальше?
- Я - социалист по убеждениям. Думаю, что историческая конъюнктура такова, что принципы социализма обязательно будут усвоены человечеством. Социализм придает обществу устойчивость и в тоже время не закрывает путей для развития. Что бы там ни говорили, Россия была близка к осуществлению идеалов социал-демократии. Сейчас все рухнуло. Я езжу в метро и электричках и вижу, что наши люди не то что подавлены - они раздавлены. Сегодня в народе нет никакого проблеска энергии, энтузиазма. Поэтому надежд на лучшее мало. В связи с этим, каюсь, я сам испытываю темные, упаднические состояния. Посему как скульптор ничего героического или мажорного сейчас я создать не могу. Впрочем, нет ни желания делать нечто подобное, нет заказов на такие вещи. В деревне нахожу какое-то успокоение. Когда я рядом с моим чудным сыном и его матерью, другими приятными мне людьми, деревенскими жителями, проходит тоска.
К тому же я страстный охотник, я обожаю лес, природу. Если угодно, я православный язычник, и считаю, что Россия - это, во многом, русская природа, а уж потом народ, история, государство... Недавно с наслаждением писал натюрморт на лесную тему. Никогда я до рисования грибов не доходил, а теперь вот был в восторге от своего занятия.
- Олег Антонович, если бы у вас в мастерской стоял телефон, соединяющий вас с Кремлем, что бы вы сказали президенту.
- Я бы сказал: "Владимир Владимирович, сделайте два шага в сторону от Ельцина, пусть символически, всего лишь декларативно, но только ясно и внятно. Пора закрывать этот уродливый период в истории России. Такое заявление вдохновит большинство наших людей, создаст стимул для жизни у миллионов"
Ельцинизм - это бревно, лежащее на дороге в русское будущее.

Газета "Завтра", 31 октября 2000 года

 

Герои без памятника

31 ИЮЛЯ в Москве на месте бывшего Братского кладбища, собираются открыть мемориал жертвам Первой мировой. Здесь же в присутствии послов 12 государств пройдут основные официальные мероприятия, приуроченные к 90-летию начала войны.

УДИВИТЕЛЬНО, но, несмотря на огромные потери, которые понесла Россия, на территории нашей страны нет НИ ОДНОГО памятника участникам этих сражений. 2 млн. погибших, 3,5 млн. раненых, 2,4 млн. побывавших в плену российских воинов до сих пор не удостоились этой чести. Как рассказывает зам. председателя оргкомитета по воссозданию мемориала и проведению мероприятия академик Николай Маникин, за идею увековечить память героев в разные годы боролись академик Федоров (изобретатель автомата), архитектор Щусев, маршал Малиновский, академик Лихачев. Менялись генсеки, президенты, но идея неизменно отвергалась. То по идеологическим соображениям, то как не самая актуальная.

Место для мемориала выбрано не случайно. На Московском городском братском кладбище возле поселка Сокол в 1915 г. было похоронено 18 тыс. воинов (не только россияне, но и граждане других государств). Это самое большое в мире захоронение времен Первой мировой в 1932 г. сровняли с землей. Со временем рядом вырос жилой микрорайон. Но энтузиасты не оставляли попыток вернуть месту его историческое значение. В прошлом году вышло постановление правительства Москвы о "парково-мемориальной зоне". Работы начались около трех месяцев назад. За это время установили несколько памятных знаков: стену, обозначающую кладбище, три скромные стелы (всем захороненным воинам, медсестрам и летчикам).

Полноценный памятник на этом месте появится еще не скоро. Хотя решение о его установке уже приняла Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме, без одобрения которой ни один монумент "не проскочит" на улицы столицы. По закону теперь правительство Москвы должно объявить открытый конкурс. Два проекта памятника уже существуют. Скульптор Олег Иконников предложил установить бронзовую скульптуру солдата с винтовкой-трехлинейкой Мосина, сраженного взрывом. Высота скульптуры без постамента - до 2,5 м. Сам автор в апреле трагически погиб в автокатастрофе, но его проект будет представлять оргкомитет по воссозданию мемориала при Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Свой вариант - двух лошадей - предложила молодой скульптор Елена Майорова. Вне зависимости от результатов на проведение конкурса, изготовление и установку памятника-победителя потребуются годы. На федеральном уровне этой проблемой вообще не озабочены. Хотя Госдума два года назад приняла соответствующее постановление.

Совсем иначе память о наших героях чтут в других странах. Памятник воинам России стоит на одной из центральных площадей Белграда. В крепости Йозеф (Чехия) с 1916 г. - скульптурная группа: фигура плачущей боярской дочери на коленях, символизирующая Россию, рядом витязь с мечом и двое детей. Надпись гласит: "Павшим за царя и Родину русским воинам в великую европейскую войну". Ухоженные кладбища героев сохранились во Франции, в Польше, Румынии и Греции - там, где на полях сражений или в лагерях для военнопленных погибли россияне.

Вадим ОБРАЗЦОВ

АиФ Москва  № 28 (574) от 14 июля 2004 г.

 

Шаляпина не знают куда положить

Монумент певцу не прижился на Новинском бульваре


Памятник Федору Шаляпину, что стоит - а точнее, полулежит - на Новинском бульваре, хотят демонтировать. На этом настаивают члены городской комиссии по монументальному искусству и сотрудники расположенного рядом Музея Шаляпина. Они уверены: легендарному певцу негоже "валяться под дубком", собирая вокруг себя районных выпивох.

Памятник установили в 2003 году.

- С нами никто не советовался - поставили ночью и уехали, - вспоминает директор дома-музея певца Элеонора Соколова. - С тех пор он так и стоит. Я считаю, что это ужасный, совсем не похожий на Шаляпина монумент. Скорее, это пьяный мужик, который плюхнулся на землю. Не зря он собирает вокруг себя таких же алкоголиков. Тут постоянный шум и гам, от которого мы давно устали. Раньше на месте памятника был маленький и уютный скверик. Со скамейками. С листвой. Теперь всего этого нет. Деревья спилили. Скверик замостили гранитными плитами, на которые и водрузили эту ужасную скульптуру. Ее непременно нужно убрать.

С этим мнением согласны и в комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме, где давно точат зуб на монумент.

- Его ставили без нашего ведома, а значит, незаконно, - говорит зампред комиссии Сергей Петров. - Да и что это за монумент такой? Мы бы его никогда не одобрили. Скульптура на Новинском бульваре - самоделка, безобразная и антихудожественная. Это брак. От него даже автор отказался. Скульптор Олег Иконников признал работу неудачной, но переделать уже не успел - умер. А вот работавший с ним Вадим Церковников, тот самый, что разобрал легендарную "Рабочего и колхозницу", счел нужным памятник закончить, но менять в нем ничего не стал. Доделал его и установил. Все расходы взял на себя расположенный неподалеку торговый центр.

- Но зачем было это делать? - недоумевают в дирекции Музея Шаляпина. - У нас уже есть памятник. Стоит он тут же - на Новинском бульваре. Замечательный бюст Шаляпина, который появился здесь в конце 50-х годов. Есть в Москве еще один памятник великому певцу - на Новодевичьем кладбище. Восхитительный монумент, на который явно ориентировались авторы того, что появился у нас. Позы очень похожи. Но реплика явно неудачна - образы совершенно разные.

Когда начнется демонтаж - не ясно. Сначала нужно подготовить все документы на это мероприятие и подыскать новое место для монумента.

- Его можно перенести во двор торгового центра или в парк "Музеон", где по традиции складируют неугодные москвичам изваяния, - говорят в Мосгордуме. - Кроме того, есть парк "Дружба" на Речном вокзале, куда отвозят подаренные городу малохудожественные монументы, отказаться от которых неудобно, но и заполонять ими город неуместно.

Николай Морозов

26 июня 2010 года   газета   ИЗВЕСТИЯ


ИКОННИКОВ Олег Антонович , скульптор, р. 11.03.1927 г., погиб 25.04.2004 г. в автомобильной катастрофе. Наиболее известны работы: скульптурный ансамбль в память о вооруженном восстании на Красной Пресне, памятник Зое Космодемьянской.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: