Печать

История Суханово

Монография Б. Г. Якеменко посвящена истории подмосковной усадьбы Суханово – памятника русского зодчества конца XVIII - начала XIX столетий. Отдельные главы рассказывают о владельцах усадьбы, об ее архитектурном ансамбле: главном доме, его интерьерах, парковых павильонах, служебных постройках и т.д. По частным архивам и воспоминаниям восстановлена история усадьбы после 1917 г., представлена также история археологических раскопок, проводившихся на территории усадьбы в ХХ веке. Издание богато иллюстрировано историческими и современными фотографиями и будет прекрасным подарком для всех любителей истории и искусства, а также послужит путеводителем для туриста.

 

…Ощущение катастрофы, произошедшей с усадьбами за последние 80 лет, усиливается, когда на стол ложатся старые документы, описания и воспоминания, карты и планы, письма и фотографии. И дело здесь не только в том, что истреблены и пущены по ветру огромные художественные и культурные ценности. Ужасно сознание того, что картина, предстающая пред нами в наши дни воочию в самих усадьбах и на страницах современных изданий, как правило, не имеет почти ничего общего с исторической действительностью, что те редкие постройки и интерьеры, "восстановленные в первозданном виде", которые мы принимаем за подлинные, обычно на самом деле почти не имеют никакого отношения к тому, что здесь было когда-то. И вот выясняется, что в "сохраненной" (согласно путеводителям) усадьбе-музее главный дом перестроен в 30-е, 40-е или 50-е, скульптуры в парке завезены неизвестно откуда, мебель и книги в шкафах собраны "с бору по сосенке" из соседних разоренных усадеб, а "фамильные" портреты приобретены в комиссионке. А ведь усадьба - это не только дом и парк. Где узнать о тех, кто жил здесь? О тех, кто приезжал сюда погостить? Что чувствовал тот человек, который много десятилетий назад входил в это здание, как в собственный дом? Что поможет хоть на миг представить себе один день из жизни этой усадьбы сто лет назад? На эти и многие другие подобные вопросы сейчас уже невозможно (или почти невозможно) найти ответы.

Усадьба Суханово, о которой пойдет речь в этой книге, не избежала печальной участи всех "подмосковных". Создаваемое на протяжении двух столетий, в XIX в. оно было родовой вотчиной князей Волконских. Оно почти не связано ни с какими известными именами и никогда не отличалось той изысканной роскошью, которой славилось Кусково, Останкино или Архангельское. Лишившись своих хозяев в 1917 г., оно было разграблено, затем передано Сухановской школе 2-й ступени, а в начале 30-х гг. усадьбу начали переделывать под дом отдыха, чем нанесли Суханову едва ли поправимый ущерб. Были перестроены главный дом и мостики в парке, разрушены пристань, церковь перед главным домом, уникальная колоннада и колокольня сухановского храма-мавзолея, некоторые служебные постройки, уничтожен некрополь Волконских. Великолепная усадьба превратилась в заурядный дом отдыха, остается им до сих пор, и мало кто из приезжающих туда может представить себе, что же здесь было на самом деле. Поэтому данная книга является прежде всего попыткой воссоздания хотя бы в некоторой степени истории этого места и тех, чья жизнь была неразрывно с ним связана, а кроме того, систематизации всего того, что было сказано об усадьбе за последние несколько десятков лет.

 

Источники и историография

Интерес к усадьбе Суханове" возник в самом начале XX столетия, после того как окончательно была осознана огромная художественная и культурная ценность усадебных библиотек, собраний портретов, гравюр, мемориальных предметов одежды, мебели, утвари. В Москве и Петербурге в течение первого десятилетия XX в. прошел ряд художественных выставок, на которых были представлены произведения искусства из многих известных усадеб. На одной из таких благотворительных выставок русского исторического портрета, устроенных Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце Петербурга в 1905 г., впервые были показаны несколько портретов кисти К. Брюллова из Суханова. В 1913 г. в усадьбу прибыла сотрудница Румянцевского музея, археолог, фотограф и искусствовед В.А. Дударева, которая сделала ряд фотографий архитектурных памятников и интерьеров усадьбы. В 1911 г. из печати вышел первый комплексный очерк о Суханове Ю. Шамурина (об этом издании и последующих - в разделе "Историография"), на следующий год - книга У.Г. Иваска (куда вошли фотографии В.А. Дударевой), а также статья в журнале "Аполлон" о собрании японских гравюр в усадьбе. В 1916 г. В.А. Дударева выступила с докладом о Суханове (к сожалению, содержание доклада осталось неизвестным). Таким образом, можно утверждать, что до 1917 г. об усадьбе только начали говорить и ее богатейшую историко-культурную значимость оценить в полной мере так и не успели.

Обзор источников следует начать с того, что, к сожалению, огромный архив владельцев Суханова, князей Волконских, не сохранился в целостности. В настоящее время его основная часть хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Меньшая часть сохранилась в Отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве. Известно, что эта часть была передана в Исторический музей последним владельцем Суханова князем Петром Дмитриевичем Волконским, шталмейстером императорского двора, в 1905 г., после революционных потрясений. Она содержит небольшую часть служебного и хозяйственного архива самого Петра Дмитриевича, его деда Петра Михайловича Волконского и жены последнего Софьи Григорьевны. В числе источников этой части архива - документы по истории Российской армии, переписка, незначительное количество материалов, относящихся к хозяйству вотчин. Документов, относящихся непосредственно к усадьбе Суханово, ее внутреннему и внешнему благоустройству, среди источников этой части архива очень мало. Среди указанных документов - межевые книги 60-х гг. XVIII в., земельные планы 1849-1897 гг., уставная грамота 1862 г., внутренний договор 1871 г.

Однако, к сожалению, нельзя бесспорно утверждать, что тот объем документов, который был передан в Исторический музей в 1905 г., сохранился до настоящих дней в целостности. Известно, что в Отдел письменных источников ГИМ (а точнее, в структуры, ему предшествовавшие, поскольку ОПИ ГИМ был создан в 1938 г.) архив Волконских передавался в течение ряда лет частями - в 1921, 1922, 1923, 1931 и 1935 гг., и поэтому с уверенностью говорить о его сохранности невозможно, поскольку в начале 20-х гг. при передаче документов очень часто не велось почти никакого учета. Не исключено, что части архива Волконских находятся в других московских или подмосковных музеях или архивах.

Что касается планов и других изобразительных материалов, связанных с усадьбой Суханово, то в Отделе изобразительных источников (ИЗО) ГИМ хранится большая папка с десятками чертежей и планов XVIII-XIX вв. Из них необходимо отметить генеральный план усадьбы Суханово 1820-х гг. на более чем 10 листах (масштаб - 25 сажен в английском дюйме. Главная часть с изображением центральной части усадьбы утрачена и заменена посредственной копией) и план центральной части усадьбы середины XIX в. со всеми строениями и карандашной росписью всех дворовых людей, живущих в служебных постройках, располагавшихся перед фасадом дома. Помимо этого в том же собрании хранятся планы и чертежи различных усадебных строений - центрального дома, хозяйственных построек, а также неосуществленных зданий, в частности "храма уединения" (часть этих чертежей и планов воспроизведена в книге В.И. Пилявского "Суханово").

Помимо этого два плана Суханова 1899 г. находятся в ОПИ ГИМ, однако на них отмечены только земельные разделы в пределах усадебных территорий, принадлежность этих разделов - постройки усадьбы лишь обозначены, но не объяснены. Из рисунков интерьеров и пейзажей в отделе ИЗО ГИМ хранится только одна небольшая акварель, изображающая одну из комнат усадьбы, а также карандашный рисунок У.Г. Иваска 1915 г. с изображением усадебного мавзолея. Несколько рисунков первой половины XX в. с изображением строений усадьбы (Д. Савицкого, Я. Рубанчика, А. Дмитриева и др.) хранятся в ГМИА им. Щусева. В этом же музее хранятся фотоматериалы по Суханову, большая часть которых относится к 1930-1960 гг. Несколько фотографий из собрания ГМИА, отражающих состояние усадьбы до 1917 г., представляют собой только пересъемку иллюстраций из старых изданий и не являются уникальными.

Помимо указанных выше планов усадьбы часть еще одного плана 1816 г. (состоит из 9 листов, акварель, масштаб - 50 сажен в английском дюйме) находилась в архиве П.А. Герасимова. Из 9 листов плана сохранилось 6 с изображением окрестностей усадьбы и экспликацией (Изъяснение цыфръ), однако опять же центральная часть плана не сохранилась. По свидетельству П.А. Герасимова, она была использована учащимися Сухановской школы 2-й ступени в 20-х гг. XX столетия наряду с другими бумагами из архива усадьбы в качестве материала для растопки печей, и указанные выше 6 листов - то, что удалось спасти в последний момент. Однако характер утрат наводит на мысль о том, что недостающая часть плана могла уцелеть. Поскольку именно этим планом пользовался У.Г. Иваск при работе над своей книгой об усадьбе (о ней речь пойдет далее) и утраченная часть этого плана была воспроизведена в его работе, можно предположить, что он взял его центральную часть для работы и оставил у себя. В 1998 г. недостающая центральная часть плана с изображением построек и усадьбы, но без окружающей территории была восстановлена реставратором Ю.М. Кузнецовым. Кроме того, у П.А. Герасимова хранился чертеж устройства самонапорного фонтана "Девушка с разбитым кувшином" (середины 40-х годов XIX в.) и несколько акварелей и карандашных рисунков 1915-1945 гг., изображающих постройки Суханова.

К сожалению, до настоящего времени остается невыясненной судьба изобразительных материалов, которые, очевидно, взяли из усадебного архива У.Г. Иваск в 1910-х гг. и исследователь В.В. Згура в 20-х гг. XX столетия (некоторые из них последний упоминает в своей статье о сухановском мавзолее, опубликованной в 1927 г. О ней - в разделе "Историография"). Усилиями исследователя истории усадьбы архитектора Л.Н. Маковского в Третьяковской галерее был найден один рисунок из материалов В.В. Згуры, так что, возможно, документы эти не погибли и обнаружение их в будущем позволит по-новому взглянуть на историю создания архитектурного ансамбля усадьбы.

Особо следует сказать об источниках по истории Сухановских школ 1-й и 2-й ступени (1892-1930), а также истории пребывания в Суханове семьи Герасимовых-Брушлинских. Основными источниками по истории школы 2-й ступени, использованными в работе, стали воспоминания бывших воспитанников этой школы П.А. Герасимова и В.Н. Костомарова, заведующего школой И.Д. Журавеля. Кроме того - сохранившиеся у П.А. Герасимова рукописные журналы Сухановской школы 2-й ступени и документы - справки, протоколы заседаний, выпускные свидетельства. Основная часть архива Сухановской школы 2-й ступени сохранялась у бывшего заведующего школой И.Д. Журавеля. В 1972 г. эта часть архивных документов была передана в педагогический музей, который решил организовать Московский институт усовершенствования учителей Министерства народного образования РСФСР, но музей не состоялся. Установить нынешнее местонахождение документов и познакомиться с ними так и не удалось.

Главными источниками по истории создания и существования школы 1-й ступени стали письма организатора и преподавателя школы М.А. Брушлинской и ее сестер, ее дневник, а также рисунки и планы школы, выполненные ею в 1897 г. Жизнь семьи Герасимовых-Брушлинских в Суханове воссоздавалась по письмам Марии Афиногеновны, Анны Афиногеновны и Александры Афиногеновны Брушлинских, письмам детей - Дмитрия, Анны, Петра, Бориса, Александра Герасимовых, документам (свидетельствам, справкам, послужному списку А.Г. Герасимова и пр.). Значительная часть фактических данных по этому периоду была сообщена автору П.А. Герасимовым в устных беседах, одна из которых, состоявшаяся 10.05.1996 г. и наиболее подробная, была записана на магнитофон.

В заключение раздела следует отметить, что отдельно источники по истории усадьбы и ее владельцев не издавались никогда и за сто лет появилось лишь три публикации, написанных с их использованием, - уже упоминавшаяся книга У. Иваска, статья В. Згуры о сухановском мавзолее и книга В. Пилявского (о них - далее). В труде У. Иваска приведены несколько текстов архивных документов, один не сохранившийся чертеж беседки и план усадьбы, в книге В. Пилявского - некоторые планы и чертежи усадебного дома и мавзолея из отдела ИЗО ГИМ. Помимо этого к вышедшей недавно об усадьбе книге И. Сергеева приложена архивная "Летопись Богородицерождественской церкви с. Суханова", чем, к сожалению, исчерпывается весь комплекс публикаций документов из архива Волконских.

Что касается историографии, то ее следует разделить на три части -издания биографического плана, рассказывающие о жизни владельцев Суханова, литература о самой усадьбе, ее архитектуре и истории и, наконец, издания, посвященные усадебной повседневной жизни и быту. Из изданий первой группы необходимо отметить лишь самые основные. Как известно, у усадьбы было несколько владельцев, из которых наиболее заметны И.И. Дмитриев-Мамонов, А.П. Мельгунов и князья Волконские. Отдельных изданий о жизни И.И. Дмитриева-Мамонова нет, и сведения о нем содержатся лишь в книгах, излагающих историю его рода в целом. Среди этих изданий следует обратить внимание на книгу "Дмитриевы-Мамоновы", выходившую в начале XX в. и содержавшую значительную информацию о И.И. Дмитриеве-Мамонове.

Историографом последующего владельца Суханова, А.П. Мелыунова, стал Л.Н. Трефолев, посвятивший ему две подробные книги. Первая биографический очерк Алексея Петровича, а вторая - материалы к биографии. Кроме того, автор этих книг опубликовал в журнале "Русский архив" статью, посвященную журналу "Уединенный пошехонец", которая стала третьей публикацией Трефолева, связанной с А.П. Мельгуновым и его деятельностью.

Роду князей Волконских посвящено несколько книг и статей. Поскольку этот род был очень разветвлен и к усадьбе Суханово имели отношение лишь немногие из Волконских, то ниже будут указаны лишь те основные издания, которые так или иначе касаются жизнедеятельности владельцев усадьбы. Самая большая группа изданий по вполне понятным причинам посвящена Петру Михайловичу Волконскому, фельдмаршалу и ближайшему сподвижнику императора Александра I. Среди них подробные биографии - книга-панегирик Я. Бардовского и биографический очерк князя П.М. Волконского, собрания писем князя. Взаимоотношения между императором Александром I и П.М. Волконским достаточно подробно рассмотрены в изданиях, посвященных личности императора, в частности в книге великого князя Николая Михайловича "Император Александр I" или исследовании историка Н. Шильдера "Император Александр I".

Из общих работ, посвященных роду Волконских в целом, откуда можно почерпнуть сведения обо всех владельцах Суханова, на первом месте стоит издание, выпущенное Е.Г. Волконской, "Род князей Волконских", подробно освещающее жизнь всех представителей этой огромной семьи. Большой интерес для понимания взаимоотношений внутри рода представляет книга воспоминаний Сергея Волконского, открывающая любопытные черты личности некоторых Волконских, и в том числе Петра Михайловича и его жены Софьи Григорьевны.

Заканчивая рассмотрение этого раздела историографии, необходимо указать еще две публикации, посвященные самой усадьбе и одновременно содержащие подробные биографические очерки владельцев. Это статья Н.З. Керова, напечатанная в "Экскурсионном вестнике", и книга У.Г. Иваска "Суханово".

Переходя ко второй группе историографии, рассказывающей о самом Суханове и его истории, нельзя не отметить то, что, как это ни удивительно, об этой усадьбе написано очень мало. Если посчитать всё вместе - книги, отдельные статьи об усадьбе и ее памятниках и небольшие статьи в путеводителях, вышедшие почти за 100 лет, то получится всего около 60 публикаций, подавляющее большинство из которых носят популяризаторский или справочный характер и повторяют друг друга. Удивительно, но никаких упоминаний об этой замечательной усадьбе зачастую не содержится в тех книгах, где они должны бы быть. В частности, в книге В. и Г. Холмогоровых "Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий" или в известном многотомном труде "Полное географическое описание нашего Отечества" под редакцией Семенова. Нет усадьбы ни в "Списке усадеб Московской губернии, взятых на учет музейным отделом" 20-х гг. XX столетия, ни в кратком описании десятков подмосковных усадеб "Памятники усадебного искусства", составленном членами ОИРУ тоже в конце 20-х гг. Как ни странно, но в изданной недавно рукописи А Греча "Венок усадьбам", содержащей сведения о нескольких десятках подмосковных усадеб, есть заголовок "Суханово" и даже приведены две фотографии (одна 60-х гг. XX в., другая - начала века, но в зеркальном изображении), однако под заголовком значится "статьи у автора нет".

Рассмотрение историографии усадьбы целесообразно начать с известной книги Ю.А. Шамурина "Подмосковные", являющейся одним из первых упоминаний Суханова в исторической литературе. Столь недавнее (1914 г.) появление первой книги о Суханове связано с тем, что в целом профессиональный интерес к селам, усадьбам, отдельным храмам в окрестностях Москвы стал развиваться лишь в последней четверти прошлого столетия, хотя их культурная и историческая значимость сознавалась к тому моменту уже несколько десятилетий. Еще в 1849 г. академик М.И. Броссе писал в газете "Московские ведомости": "Царицыно, Коломенское, Кунцово, Фили, Воробьевы горы, Кусково, Косино, Перерва, Самарово, Люблино, Кузьминки, Горенки, Останкино, Свиблово, Алексеевское, Всехсвятское, Покровское, Петровско-Разумовское, Архангельское, Васильевское, Дубровицы, Суханово, Тайнинское и проч., и проч. представляются каждое со своими особенностями и драгоценностями - живописным местоположением или историческими событиями и воспоминаниями, как места жительства царей русских или вельмож их, своими услугами царю и царству внесших имена свои на скрижали отечественной истории. Живописные загородные места близ Москвы ожидают своего историка и художника: перу и кисти их материалы готовы, и полезный труд их заслужит искреннюю признательность русского и иностранца". Однако ждать своих "историков и художников" Суханову пришлось еще долго.

Вышеуказанная книга стала не только одним из первых, но и наиболее популярным изданием по подмосковным усадьбам и оставалась таковой в течение очень долгого времени. В статьях о Суханове (и не только о нем) ссылки на работу Шамурина встречаются чаще, чем на какую-либо другую, и, наверное, всякий, кто хочет всерьез познакомиться с историей усадьбы, первой берет в руки именно эту книгу. Во второй части издания, описывая восемь подмосковных усадеб и вотчин, автор посвящает Суханову небольшую статью (объемом четыре с половиной страницы), в которой вкратце касается как истории усадьбы в целом, так и истории ее отдельных памятников. Возможно, эта краткость, но скорее всего недостаточная осведомленность автора в истории рассматриваемой усадьбы привели к тому, что в статье допущено несколько серьезных ошибок

Так, Ю.А. Шамурин утверждал, что в несохранившемся сухановском павильоне (птичнике) останавливалась жена Александра I императрица Елизавета Алексеевна, в то время как никаких документальных свидетельств об этом не существует, да и сам факт визита императрицы в Суханово оспаривается. Далее автор "снабдил" не сохранившийся до нашего времени обелиск, посвященный Александру I, "бронзовыми украшениями", которых никогда не было на нем. Домовая церковь усадьбы (не сохранилась), стоявшая у фасада дома, была выстроена, по мнению Ю.А Шамурина, в XIX в., в то время как ее постройка относится к 60-м гг. XVIII в. И наконец, Ю. Шамурин, описывая сухановскую церковь-мавзолей, недоумевает по поводу "нелепой" раскраски - имитации под кирпич ее фасадов, в то время как она никогда не красилась. Все это дало основание известному исследователю архитектуры В.В. Згуре позднее обвинить автора в том, что он вообще не видел усадьбы. Однако, признавая книгу Ю. Шамурина "слабой", В.В. Згура писал: "Не вникая в плохие стороны названной книги, следует сказать, что за автором большая общественная заслуга. Публика знает о "подмосковных" главным образом по Шамурину, а вся приторная лирика автора все же порождает некоторые поэтические образы".

Год спустя после появления книги Шамурина вышла большая статья Н.З. Керова о Суханове, напечатанная в "Экскурсионном вестнике" за 1915 г. (о ней уже упоминалось выше). Уделив большое внимание родословной владельцев усадьбы князей Волконских и гораздо подробнее, нежели Шамурин, описав усадьбу внутри, автор, тем не менее, очевидно находился под сильным влиянием предшественника. Поэтому он не только пересказал уже известные сведения о бронзе на памятнике и пребывании жены Александра I в павильоне (птичнике), но и воспроизвел (наряду с собственными) "шамуринские" иллюстрации.

Тот же 1915 г. стал временем выхода в свет первого серьезного исследования истории Суханова и его владельцев (к сожалению, крохотным тиражом -200 экземпляров), которое и по сей день остается непревзойденным и давно стало библиографической редкостью (в 1998 г. оно было переиздано в качестве приложения к книге И.Н. Сергеева "Суханово. Царицыно", правда, без документов, приводимых автором в конце своей книги). Им стала книга Удо Георгиевича Иваска - художника-графика, библиографа, историка книги, известного коллекционера книжных знаков (его биография приводится в книге "Коллекционеры старой Москвы"), потратившего на изучение усадьбы около 10 лет. Интерес к усадьбе, с одной стороны, возможно, был вызван у У.Г. Иваска теми факторами, что он заинтересовался существовавшими в Суханове собраниями портретов и японских гравюр, из которых некоторые попадали на выставки и страницы художественных журналов. С другой стороны, известно, что в шести верстах от Суханова близ станции Бутово был поселок Бутово-Елисаветино, располагавшийся в имении Абельсов, родственников У.Г. Иваска по женской линии. Бывая там (и даже оформив собственными виньетками небольшую рекламную брошюрку для желающих купить участок под дачу, "Поселок Бутово-Елисаветино" (1910 г.), У.Г. Иваск, возможно, гостил в соседнем имении и не смог не обратить внимания на его богатую историю. Получив доступ к архивам Волконских, Иваск, проведший в Суханове, по словам его дочери Елены Кульпа, "много прекрасных дней", подробно рассмотрел родословную владельцев и историю возникновения усадебного архитектурного ансамбля, основываясь на плане усадьбы 1816 г. (центральная часть плана, как уже говорилось, была воспроизведена в конце книги). Кроме того, автор снабдил издание интересными фотографиями портретов владельцев усадьбы и представителей княжеского рода Волконских, а также интерьеров усадебного дома. Нельзя не упомянуть и о том, что работа У.Г. Иваска стала последней книгой о Суханове до 1917 г.

В 1919 г. из печати вышла первая публикация послереволюционных лет, упоминавшая Суханово, - небольшая, очень примитивная брошюра В.М. Лобанова под названием "Подмосковные", где вкратце было дано описание более чем 20 подмосковных усадеб. Известный исследователь Москвы П. Миллер называл ее "исключительно макулатурной книжкой", и с ним трудно не согласиться. Разумеется, это описание не выходило за рамки стандартного путеводителя.

Наиболее яркими публикациями о Суханове в послереволюционные годы стали статьи В.В. Згуры - яркого и талантливого исследователя русской архитектуры и культуры, председателя Общества изучения русской усадьбы. Он трагически погиб, когда ему было только 24 года, и, может быть, поэтому он успел посвятить Суханову только две работы - публикацию об усадьбе в сборнике "Подмосковные музеи" и статью о сухановском мавзолее, изданную уже после его смерти в сборнике ОИРУ, посвященном его памяти. Если статья в сборнике "Подмосковные музеи" популяризаторская (хотя, безусловно, ее достоинство в том, что в ней зафиксировано состояние усадьбы на 1925 г.), то последняя - серьезное исследование, в котором В.В. Згура пытается установить автора сухановского мавзолея, оспаривая мнение о том, что его строил Д. Жилярди и приписывая авторство А Григорьеву.

 

В 1924 г. в ряду издававшихся в то время больших статистико-экономических очерков уездов Московской губернии (включавших и исторические материалы) вышел очерк "Подольский уезд", содержавший небольшое описание Суханова, так же как и многие другие описания, не избежавшее серьезных погрешностей. "В былое время левая колоннада служила помещением для театра", - пишет автор очерка, не уточняя, какая колоннада и что вообще он имеет в виду под колоннадой. Это неудивительно, поскольку фраза выхвачена из книги о Суханове У. Иваска. Далее идет описание беседки "храм Венеры", которая "некогда стояла около озера" и от которой "сохранились только стены и некоторые колонны, а остальное представляет кучу щебня", хотя на самом деле она стоит до сих пор и никаких "стен" не имеет и не может иметь по определению. В целом же все описание усадьбы заставляет убедиться в том, что автор писал о ней по чьим-то недостоверным рассказам (или скорее всего по книге У. Иваска, но перепутав все, что возможно) и сам в усадьбе никогда не бывал.

На следующий год из печати вышел небольшой путеводитель по усадьбам П. Перцова, где содержится краткое описание Суханова, вновь, как и другие издания, включающее в себя несколько фактических ошибок. Так, станция Расторгуево у автора фигурирует как Расторгуевка, служебные постройки, по его мнению, воздвигнуты в конце 20-х гг. XIX в., хотя они появились почти на два десятилетия раньше, а мавзолей, как он считает, был некогда оштукатурен, хотя этого никогда не было. Это не считая того, что колокольня мавзолея кажется В. Перцову "невысокой, почти незаметной и, в сущности, неуместной".

В начале 30-х гг. XX в. начинается разгром отечественного краеведения, и поэтому после выхода вышеупомянутой статьи В. Згуры о сухановском мавзолее упоминания об усадьбе в литературе в течение долгого времени не выходят за рамки кратких экскурсионных описаний, изобилующих ошибками и неточностями. Единственным упоминанием об усадьбе в 30-е гг. стала статья С. Безсонова, появившаяся в 1936 г., в которой не было сказано ничего нового, и только в 50-е гг. статьи о Суханове начинают публиковаться в путеводителях. Из данных описаний необходимо отметить лишь самые основные. В 1955 г. из печати выходит большая монография Н.Я. Тихомирова, посвященная архитектуре подмосковных усадеб, которая, однако, не содержала ничего нового, поскольку при описании Суханова была использована литература начала XX в., упомянутая выше.

В этом же году был выпущен один из наиболее серьезных путеводителей по Подмосковью послевоенных лет, впоследствии переизданный. Несмотря на то, что авторы - известные историки, тем не менее в статье о Суханове утверждается, что при перестройке мавзолея были сохранены его архитектурные формы (?), хотя даже при первом взгляде на старые фотографии памятника и его современный вид становится ясно, что это не так. Далее среди несохранившихся построек Суханова упоминается Кухонный флигель, хотя он не разрушался.

В изданной в следующем году (1956) книге "Подмосковье. Экскурсии и туристские маршруты" вновь повторяются уже упоминавшиеся неточности и появляются новые. Автор-составитель Е.В. Сергеева пишет, что после 1935 г. усадьба была приведена в "образцовый порядок" (если можно считать порядком полную перестройку главного дома, мостов, снос некоторых служебных построек и искажение переделкой сухановского мавзолея), разумеется, ни словом не упоминая о том, как наводился этот "порядок". На той же странице говорится о статуе Венеры, якобы некогда стоявшей под сводами беседки, хотя это не бесспорно, и утверждение, очевидно, основывается на названии беседки "Храм Венеры". Далее вновь упоминается о том, что при перестройке мавзолея были сохранены его архитектурные формы (?), а служебные постройки созданы с чертами "жилярдиевско-григорьевской архитектуры" (?). Два года спустя в журнале "Архитектура СССР" появилась небольшая статья В.И. Пилявского о возможном авторе мавзолея в Суханове. В ней автор высказал мнение о том, что автором мавзолея мог быть известный петербургский архитектор Стасов. Этими публикациями в 40-50-е гг. был почти полностью очерчен круг научных статей об усадебных памятниках.

В 1958 г. появилось отдельное издание, выпущенное профессором Д. Аркиным, посвященное Суханову и представлявшее собой небольшую популярную брошюру, не выдерживающую никакой критики. "Союз архитекторов осуществил большие строительные работы по восстановлению и приспособлению ряда помещений для их нового назначения, тщательно сохраняя архитектурно-художественный облик усадебного ансамбля и его отдельных частей, сложившийся в прошлом", - пишет автор. Едва ли истинность данного утверждения нуждается в комментариях. Описывая храм-мавзолей, Д. Аркин называет его не иначе как "здание, так называемый "Мавзолей", и восхищается тем, как "хорошо связаны в архитектурно-художественном и планировочном отношении со старой частью здания -центральной ротондой" мавзолея новые корпуса, выстроенные, как известно, на месте уникальной полукруглой колоннады и колокольни храма. И это лишь самые яркие "странности" данного издания, не считая множества мелких.

В 1963 г. в журнале "Архитектура СССР" была опубликована статья Н.Я. Тихомирова (упоминавшегося выше), посвященная сухановскому мавзолею, - третья за все годы научная публикация, посвященная этому памятнику. Автор статьи (как и В. Згура) считал автором мавзолея А Григорьева. В целом же 60-е и 70-е гг, ознаменовались выходом в свет нескольких путеводителей по Подмосковью, где наряду с другими вкратце описывалось Суханово с повторением ставших уже традиционными неточностей.

Из публикаций о Суханове, вышедших в 60-70-е гг., особо следует отметить статью И.Д. Журавеля, вышедшую в 1970 г. Она уже упоминалась выше. В этой статье бывший заведующий и один из организаторов Сухановской школы 2-й ступени вспоминал о жизни и быте усадьбы, превращенной в школу в 20-е гг. XX столетия. Статья интересна тем, что этот период существования усадьбы никогда (ни до, ни после) не освещался в литературе и единственным печатным материалом, в котором шла о нем речь, на сегодняшний день по-прежнему остается указанная статья. Наконец, в конце 70-х гг. (1978) в серии "Дороги к прекрасному" выходит небольшая книга М. Дунаева "К югу от Москвы", в которой не содержится ничего нового по сравнению с предыдущими путеводителями.

Начиная говорить об историографии усадьбы Суханово 80-90-х гг., необходимо отметить статью В.И. Курлова в журнале "Архитектура СССР", в которой автор делает интересную попытку воссоздать ансамбль усадьбы XVIII столетия и определить авторство садово-паркового ансамбля и некоторых усадебных построек этого периода. Автор приписывает авторство усадебного дома начала XVIII столетия Д. Трезини, а создание ландшафтной структуры усадьбы в последней четверти указанного века - В. Баженову. При этом автор считает, что и постройка Д. Трезини, и ландшафтная структура В. Баженова были не просто вехой в биографиях обоих мастеров, но явились своеобразным "экспериментом", на основе которого первый создает позднее знаменитые "образцовые проекты" загородных домов, а второй -усадебные ансамбли Михалкове, Марьино и, наконец, Царицыно. В целом статья В. Курлова (дополненная чертежами-реконструкциями усадьбы XVIII и XIX столетий) является единственной на сегодняшний день публикацией, в которой реконструируется облик усадьбы до начала XIX в.

Вполне закономерный интерес к усадьбе становится заметен со второй половины 80-х гг. XX в., когда постепенно начинается процесс возвращения к историческим и духовным реалиям нашего прошлого. В1986 г. была переиздана упомянутая выше книга М. Дунаева. Однако, невзирая на то, что это было "издание переработанное и дополненное", в статье о Суханове из него отчего-то исчезла вся биография П.М. Волконского, которая была в первом издании 1978 г. и занимала две с половиной страницы. И в том же году в Ленинграде была издана книга об усадьбе, составленная В.И. Пилявским, явившаяся вторым по счету после книги У.Г. Иваска серьезным исследованием, в котором автор, пользуясь архивными материалами, рассматривает историю создания усадебного ансамбля, отстаивая мнение, уже высказанное им ранее в упоминавшейся выше статье, согласно которому строителем сухановского мавзолея был известный архитектор Стасов. Сухановскому мавзолею была посвящена и отдельная статья Е. Белецкой и 3. Покровской, вышедшая в 1989 г., в которой авторы на основании открытых в зарубежных архивах данных возвращались к авторству Д. Жилярди.

Книга В. Пилявского стала на сегодняшний день последним серьезным исследованием архитектуры усадьбы (ее историей в полной мере после издания книги У. Иваска до настоящего времени никто не занимался), поскольку несколько статей, появившихся в 1990-х гг. в разных изданиях, носили популяризаторский, а не научный характер и нередко содержали серьезные ошибки. Одни из последних на сегодняшний день упоминаний о Суханове в литературе - книга Я.М. Белицкого "Окрест Москвы", И. Сергеева "Царицыно. Суханово" и "Дворянские гнезда России", где есть статья Д.О. Швидковского о Суханове. Предпоследнее издание ценно только публикацией архивной "Летописи Богородицерождественской церкви села Суханово Подольского уезда" и переизданием в качестве приложения (о чем упоминалось выше) книги У. Иваска, поскольку небольшие авторские вставки не дают ничего нового и грешат серьезными ошибками. Автор утверждает, что сухановская "готика" относится к 1830-1840 гг., когда она 80-х гг. XVIII в., считает Кухонный павильон несохранившимся, хотя он уцелел (эти данные почерпнуты И. Сергеевым из уже упоминавшегося и очень популярного издания "Подмосковье" 1955 г. выпуска и первоисточник не вызывает сомнения хотя бы потому, что вступление автора к рассказу о Суханове взято из вышеупомянутой книги почти дословно). Сведения о пожаре господского дома "вскоре после 1917 года" ничем не подтверждаются, а перестройка главного дома, состоявшаяся, по мнению автора, в 1945-1946 гг., на самом деле произошла на десятилетие раньше.

В заключение обзора историографии архитектурного ансамбля Суханова стоит отдельно отметить относящуюся к 1990-м гг. дипломную работу Е. Никонорова, защищенную в Московском художественно-промышленном институте им. С.И. Строганова. Темой диплома автора стала "Реконструкция усадьбы Волконских в Суханово и организация театрализованных праздников, посвященных победе России в войне 1812 года". Можно предположить (исходя из названия), что если эта работа была посвящена перестройке усадьбы в начале XIX в. при П.М. Волконском, то она должна представлять собой первое и очень важное исследование такого рода. К сожалению, по не зависящим от автора данной книги обстоятельствам ознакомиться с работой Е. Никонорова не удалось, поэтому даже год защиты данной дипломной работы указать невозможно.

Что касается повседневной жизни и быта усадьбы Суханово до 1917 г., то следует сразу подчеркнуть, что литературы, посвященной данному вопросу, не существует. Поэтому восстанавливать основные черты быта и повседневной жизни данной усадьбы приходилось с известной долей вероятности по публикациям, посвященным отдельным аспектам жизни и быта XVIII-XIX вв., а также изданиям, посвященным другим, более исследованным усадьбам. Следует обратить внимание на то, что авторы исследований о русской усадьбе последних лет (о путеводителях советского времени нет смысла и говорить), к сожалению, в последние годы не обращали почти никакого внимания на усадебный быт и повседневную жизнь, сводя яркий и многоцветный мир русской усадьбы только к архитектуре, истории развития усадебного комплекса или рассматривая усадьбу как отражение тех или иных тенденций в культурной или политической жизни страны в определенный период. Поэтому лучшие описания усадебной жизни и быта (как в контексте конкретных усадеб, так и в целом) относятся к периоду до 1917 г., и среди них - уже упоминавшиеся книги Ю. Шамурина, а также С. Любецкого, Н. Врангеля, С. Князькова, Г. Василича, С. Шубинского, Н. Дубровина. В 20-е гг. XX в. члены ОИРУ, исследуя русскую усадьбу, иногда также обращались к теме усадебного быта, и лучшей книгой в этом отношении можно считать недавно изданную рукопись А. Греча "Старые усадьбы".

После фактической гибели замечательного отечественного краеведения 20-х гг. в течение многих десятков лет об усадебном (и вообще о старом) быте предпочитают почти не вспоминать и вновь начинают обращаться к этой теме лишь в последние годы. Однако усадебный быт по-прежнему почему-то почти не привлекает внимания (если не считать Ю. Лотмана), и среди многих десятков статей авторов, занимающихся именно усадебной проблематикой, можно с трудом найти несколько публикаций, так или иначе посвященных данной проблеме. Единственным изданием, в котором кратко рассматриваются все стороны усадебной жизни - от традиций одеваться до гигиены, на сегодняшний день можно считать работу К.А. Соловьева.

Поэтому в связи с недостатком специальных работ по данной теме важнейшим источником остается мемуарная литература, позволяющая хотя бы в некоторой степени воссоздать самые характерные черты жизни и быта русской усадьбы, - воспоминания, письма, дневники и записки, среди которых необходимо отметить Г. Батенькова, Д. Благово, А. Болотова, М. Бутурлина, Ф. Вигеля, П. Вяземского, С. Глинку, И. Долгорукова, С. Жихарева, Т. Пассек, сестер М. и К. Вильмот, А. Смирнову-Россет и др.1 Таким образом, можно с уверенностью сказать, что тема Суханова не только не исчерпана, а лишь только начала разрабатываться и об этом великолепном уголке Подмосковья еще очень многое будет сказано.

 

Б. Г. Якеменко "Суханово" Издательство: Мосты культуры 2008 г.

<-->